НАЗВАНИЕ ПИВА - ОТКУДА ОНО?
Список сортов

Балтика Приморье

В России пиво любили всегда, правда не всегда его варили вдоволь и повсеместно. А в советскую эпоху стало совсем худо. Частного производства не было, а государство, экономя на всем, устами Госплана строго-настрого предписало всем пивоваренным заводам варить пиво одних и тех же сортов согласно ГОСТ-46. А было тем ГОСТом предписано варить 14 сортов светлого пива (Российское, Жигулевское, Рижское, Славянское, Адмиралтейское, Московское, Петровское, Донское Казачье, Двойное золотое, Исетское, Праздничное, Юбилейное, Наша марка и Ленинградское) и 5 сортов темного (Бархатное, Украинское, Мартовское, Останкинское и Портер).

Разливать его предписывалось в пол-литровые бутылки, называвшиеся народом "чебурашки", а на горлышко каждой бутылки клеить одну-единственную этикетку, из-за формы своей получившую в среде коллекционеров название "огурцов". Были эти "огурцы" однообразны по форме и по содержанию, различаясь в каждом из предписанных сортов только названиями пивзаводов, разной степенью некачественного полиграфического исполнения и цифрами ползущих вверх цен на пиво в последние годы советской власти. Впрочем, цены не сильно били по карману, поскольку считалось удачей, когда простому человеку удавалось купить бутылочное пиво. В основном отоваривались разливным пивом в 3-литровые стеклянные банки из-под соленых огурцов в заветных ларьках, на которых чаще всего красовалась ставшая фольклорной надпись "Пива НЕТ". Но себя партийная и чиновничья элита никогда не забывала: в спецраспределителях и спецмагазинах никогда не переводилось сваренное на заказ к праздникам и юбилеям, а то и просто для души отличное пиво в элитной 0,33-литровой таре с нарядными, золотыми и лаковыми, этикетками. Такие этикетки были диковинкой и редко встречались в коллекциях, которые в основном были заполнены блеклым и невзрачным "огурцово-банановым" изобилием. Будь сейчас советские времена, не составило бы большого труда разобраться с названиями пары дюжин сортов пива, изредка мелькавших на прилавках.

БалтикаНо в одночасье рухнул в незабываемом 1991 году союз братских республик, стремительно покинувших тонущий дредноут социализма, и Россия, с оторопевшим от внезапной нищеты и от стремительных перемен голодным населением, вступила в постсоветскую или неокапиталистическую рыночную эпоху.

Но даже в эти смутные и ненадежные годы на всем российском пространстве от Балтики до Приморья, как ни странно, варили пиво, о чем документально свидетельствуют этикетки с бутылок любимого народного напитка.

В период 1991-93 г.г. вся пивоваренная промышленность была полностью приватизирована, и, начиная с этого времени, начался бурный процесс возрождения российского пивоварения, который продолжался почти десять лет. На внутренний рынок были выброшены, без преувеличения сказать, тысячи сортов нового российского пива. В надежде на иностранного покупателя, а может быть и в надежде экспортировать свое пиво за рубеж, на пивзаводах клеили на свою продукцию малохудожественные этикетки, на которых обязательно красовались надписи на плохом английском языке. Это был "золотой век" коллекционеров пивных этикеток, давший массу коллекционного материала, который еще предстоит полностью освоить и осмыслить. Не все было однозначно и хорошо в новом российском пиве, но в самобытности и размахе ему нельзя было отказать. Но этот "героический" период возрождения национального пивоварения был недолог, и он заканчивается на наших глазах.

Август Россиянин Соляная пристань

С 1997 г. началась экспансия транснациональных корпораций на российский пивной рынок, которые будто гигантский асфальтовый каток прокатились по российскому пивоварению. В течение 2-3 лет были скуплены и модернизированы лучшие пивоваренные заводы России, и их продукция начала заполнять рынки российской провинции. Не выдерживая конкуренции с гигантскими производителями, стали разоряться и закрываться мелкие провинциальные пивзаводы, а вместе с ними стало исчезать и оригинальное российское пиво. И если в 1996 г. в России не производилось ни одного сорта лицензионного (проще говоря, иностранного) пива, то теперь его производится на российских пивзаводах около 40 наименований. Число таких сортов стремительно растет, и в планах транснациональных корпораций намечено дальнейшее увеличение их количества. В этом не было бы ничего плохого, если бы этот процесс не сопровождался сознательным уводом из производственного оборота популярных сортов отечественного пива с заменой их на чужеродные "кулеры", "вау", "акапульки", "арривы", "самураи", "айсы", "лайты" и т.п., искажающие и разворачивающие сознание потребителя в определенном заданном направлении.

А пока остается ностальгически перебирать этикетки многочисленных навсегда исчезнувших сортов пива, а то и целых заводов, и гадать, отчего это именно так, а не как-нибудь иначе называлось то или иное пиво, которое варилось на просторах нашей необъятной страны в начальную эпоху второго пришествия капитализма в Россию.

Список сортов